Симпсоны как философия

Масскультура воспринимается как безусловное зло. Ее все ненавидят. Все смотрят блокбастеры, но при этом относятся к ним с негодованием, все переключают рекламу, но как зомби продолжают покупать чудо-порошок, никому не нравятся хит-парады, но в то же время люди мурлычут себе под нос запоминающиеся песенки, они всей душой ненавидят гламурные журналы, но как завороженные листают глянцевые страницы.

Масскультура – слово почти ругательное. Воспитанные люди таких слов вообще не употребляют. Читать Дарью Донцову в транспорте стало крайне неприличным. Покупая очередной попсовый диск, стараешься тут же прикрыть его ладонью и слинять куда-нибудь прежде, чем кто-нибудь это увидит. Одежду с фирменным логотипом «Adibas» даже дома носишь с оглядкой – а вдруг кто-то из твоих знакомых неожиданно надумает зайти в гости. В некоторых африканских регионах тоже есть свои табу – там за оральный секс можно запросто угодить в тюрьму.

Недавно от этого пострадал один европейский турист – в итоге он был вынужден провести на чужой земле четыре года. Но запретный плод, как говорится, сладок, поэтому любые запреты всегда так хочется нарушить. Перейти за запретную черту всегда считалось делом почетным. Когда нет возможности совершить что-то по-настоящему значимое, с удовольствием начинаешь потреблять что-нибудь сверх «масскультурное», как будто в надежде заработать себе баллы. Получается своеобразный гражданский бунт.

Эту интересную народную особенность, как образец всеобщего неповиновения, использовали авторы серии книг «Masscult» издательства «У-Фактория». В их произведениях фигурируют темы «Симпсоны как философия», «Властелин колец как философия» и тому подобное. Известные культурные явления изучаются с различных ракурсов посредством классической литературы, философских дискуссий и так далее. И все это представляется под маской «Масскультура».

Это идеальный ход, рассчитанный на потребителя. Получается, что если зло в открытую называть своим именем, то оно как бы перестает существовать. Читателя вроде предупредили о том, что это вещь запретная, но в то же время разрешили ею наслаждаться. Это действует по принципу антирекламы (работает гораздо сильней обычной). Читателя дразнят, но очень завуалировано. С ним как будто играют в прятки. «Симпсоны как философия» – вещь вообще уникальная в своем роде.

Восхищает сама идея проекта – взять известный мультфильм и развернуть его другой стороной к читателю, по-новому озвучить, придать другую смысловую направленность. Однако, исполнение, на мой взгляд, оказалось не на высоте. Идея блестящая, но такое ощущение, будто ее авторам задуманное оказалось не по зубам. Невольно начинаешь думать о том, что либо автор не справился с поставленной задачей, либо ты на порядок умней его. Эти ребята досконально изучили всю подноготную материала, и вообще отлично подготовились, но можно все было сделать намного интересней, поиграть с разными формами, включить воображение.

Идея определить жизненную философию каждого члена семьи Симпсонов достойна восхищения, однако я позволю себе не согласиться с создателями проекта. Взять, хотя бы, того же Гомера – этот малый вообще остался ни при делах. Авторы, похоже, сами запутались с этим персонажем и никак не могут решить, что с ним делать. На мой взгляд, Гомер мог бы занять свое место в компании стихийных эпикурейцов, напиваясь до беспамятства, давясь своими излюбленными пончиками, в общем, занимаясь удовлетворением всех своих первобытных инстинктов.

С Лизой тоже дела обстоят не лучшим образом. Вместо того чтобы дискутировать об отношении американского общества к интеллектуалам-элитистам, можно было упомянуть Дидро, Руссо и других энциклопедистов, с которыми у Лизы много общего. Эта малышка с удовольствием занимается коллекционированием, собирает и хранит кучу ненужной информации. Что же касается Барта, с ним тоже вышла осечка. План сделать из него сверхчеловека провалился. Так и не сумев довести проект до победного конца, авторы (Марк Т., Уильям Ирвин, Конард и Эон Дж. Скабл) терпят поражение. Складывается впечатление, будто они просто напросто хотели продемонстрировать всем известные мультяшные имена.