Кризис в Спрингфилде: что не так с «Симпсонами»

Ребенок с задержкой в развитии стоит на охваченной огнём свалке автомобильных шин. Он не понимает, что ему грозит опасность и радостно машет зрителю рукой, будто поросёнок Порки из Looney Tunes. Металлическая статуя, выброшенная вместе с ним, начинает плавиться от жары. Большие капли раскаленной жижи стекают на лоб ребенка. Тот лишь жмурится, как если бы это были пузырьки от детского шампуня. Спустя мгновение металл застывает, а с ним и улыбка, которая теперь, похоже, не сойдёт с лица ребенка никогда.

Мальчика зовут Ральф Виггам. И это концовка первой серии 28 сезона «Симпсонов». Весело, не так ли?

Я смотрю «Симпсонов» с детства. Кажется, с того самого момента, как их вообще начали показывать по российскому телевидению.

Помню времена, когда «Симпсонов» транслировали по две серии в неделю — одна в субботу, одна в воскресенье, ну и ещё повторы утром, ради которых обязательно надо пожертвовать сном и встать пораньше. Помню ужасный период, когда их начали показывать всего по одной серии в неделю вообще без повторов, а затем чудесное время, когда шоу крутили чуть ли не каждый день.

Именно я подсадил своих одноклассников на «Симпсонов». И даже сейчас, когда мне уже почти 29 лет, я всё равно регулярно смотрю знаменитое шоу. Благо теперь это сделать нетрудно — один российский телеканал крутит их по несколько серий каждый день. И я не могу не заметить, что с годами «Симпсоны» немного испортились.

В «Симпсонах» есть такой персонаж — Продавец Комиксов. Это пародия на гиков без личной жизни, которые даже в 30 лет сохраняют подростковую любовь к комиксам и мультфильмам. Периодически Продавец Комиксов появляется в футболке с надписью «Худший эпизод», что как бы символизирует постоянные жалобы фанатов, что, мол, «Симпсоны» уже не те.

Не хочу быть частью этого собирательного образа, но всё-таки да — «Симпсоны» действительно стали хуже. Рисовка с годами похорошела, но вот по части сценария всё наоборот: начиная примерно с 20-го сезона неудачные эпизоды берут верх над хорошими. Что-то пошло не так.

Причина первая: исчезли границы между каноном и не каноном

Какими бы абсурдными ни казались сюжеты «Симпсонов», это произведение всегда оставалось реалистичным. Нам рассказывали истории про обычную семью, которая живет в обычном городе. Никакой мистики или фантастики.

Даже если героям кажется, что произошло вмешательство высших сил, то тут же появляется Лиза Симпсон и буквально на пальцах объясняет, почему так случилось: потоп в Спрингфилде — это не кара небесная за наши грехи, а результат вырубки лесов. Горожане ослепли не из-за ведьм, а потому что кто-то слил отравленный самогон в городскую реку.

В «Южном Парке» на город могла напасть Барбара Стрейзанд, превратившаяся в гигантского робота-динозавра. В «Симпсонах» — нет.

В «Гриффинах» домашняя собака умеет говорить, пить коктейли и неумело подкатывать к девушкам. В «Симпсонах» собака — это просто собака.

Пару раз за сезон авторы позволяли себе расслабиться и нарушали канон. Так, в каждом сезоне (кроме первого) есть специальный хэллоуиновский выпуск: на Спрингфилд нападают инопланетяне, Гомера утаскивают в ад, Барт и Лиза погибают в гигантской мясорубке, работающей в школьной столовой, и всё такое.

Помимо этого периодически случались тематические серии. Как правило, в них герои рассказывали друг другу разные истории, главные роли в которых играли они сами. Был, например, выпуск с историями на библейские мотивы, где Мардж и Гомер играли роль Адама и Евы. Или о средневековье, где Лизу, превратившуюся в Жанну Д’Арк, отправили на костер.

Ну и, конечно, периодически встречались эпизоды, показывающие будущее Симпсонов. Всякий раз авторы пророчили им разную судьбу. То Лиза становилась следующим после Дональда Трампа президентом США, то Гомер покупал себе жильё на морском дне, то Мэгги превращалась в рок-звезду.

Но сейчас границы размыты, и это очень плохо сказывается на общем впечатлении от сериала.

Вот небольшой пример: сезон 23, серия 12 под названием «Мо идет из грязи в князи». Нам показывают две истории, которые происходят в одно и то же время. В первой Барт и Милхауз ссорятся, потому что Барт относится к своему другу как к чему-то само собой разумеющемуся и не особо ценит его чувства. Реалистичный сюжет, которому, в принципе, можно было бы посвятить целый эпизод.

Но вот вторая история рассказывает про тряпку, которой бармен Мо вытирает стойку в своей забегаловке. Выясняется, что Мо с какой-то стати очень привязан к этой тряпке. И все посетители из-за этого над ним смеются.

А потом вдруг на тряпке появляются глаза и рот, и она всю серию рассказывает нам свою трагичную историю. Оказывается, что это не тряпка, а старинный гобелен, который предсказывает будущее. Сотни лет он переходил из рук в руки, принося своим хозяевам несчастья, пока, окончательно истрепавшись, не оказался в руках снежного человека, а тот не подарил его своему сыну — Мо. Приехали.

Родители Мо — обычные люди! В одной из серий мы даже видели их фотографию. Кроме того, раньше зрителю ни разу не показывали привязанность Мо к тряпке. Как-то он сожалел о разбитой банке с маринованными яйцами, которая с незапамятных времен стояла у него в баре (намёк на то, что в забегаловке Мо свежих продуктов не найти) но на тряпке акцент не ставился никогда.

С чего же вдруг сейчас к ней такое внимание? Тем более, зачем превращать её в подобие Говорящей Шляпы из «Гарри Поттера» со своей личностью и характером?

Но допустим, что это просто одна из тех неканоничных серий, где авторы выпускают пар. Тогда почему она разбавлена реалистичной ссорой Барта и Милхауза?

Авторы как будто забыли, что и когда можно показывать. Границы каноничных серий и не каноничных исчезли

Теперь Симпсоны — это как хлеб с салом и с клубникой. Съедобно, но лучше когда всё по отдельности.

Причина вторая: авторы пытаются уместить в одной серии слишком много сюжетов

Лучшие серии «Симпсонов» — те, в которых рассказывается одна история. Как в Спрингфилде появился монорельс. Путешествие Симпсонов в парк развлечений Щекотки и Царапки. Последнее представление клоуна Красти. Симпсоны едут в Бразилию (Великобританию, Японию, во Флориду — куда угодно).

Один конфликт — одна серия. У авторов достаточно времени, чтобы сделать нормальную завязку, не торопясь показать развитие событий, затем — устроить кульминацию и свести всё к логичному финалу. Но в последнее время сильно увеличилось количество эпизодов, которые состоят из нескольких не связанных друг с другом сюжетов. В итоге развить их удается далеко не всегда.

Самый яркий пример — третья серия 25 сезона «Четыре сожаления и одни похороны». В церкви хоронят персонажа, который до этого не появлялся ни разу, но его почему-то любит весь город. После похорон персонажи вспоминают об ошибках прошлого, сожалеют.

В итоге мы получаем сразу четыре сюжета: про Мардж, Гомера, мистера Бернса и телеведущего Кента Брокмана. Каждая история могла бы стать основой для полноценной серии «Симпсонов», но вместо этого мы получили четыре огрызка, где всё происходит слишком быстро и ни к чему в итоге не приводит. Цельный сюжет в «Симпсонах» теперь — редкость.

Ведущий Кент Брокман вспоминает, что в молодости мог бы уехать со своей подругой из Спрингфилда и получить работу на крупном новостном канале FOX. В итоге он берёт и переезжает. Но дальше сюжетная линия «сливается»: Брокман заходит в кабинет своего нового начальника, через 20 секунд понимает, что эта работа ему не подходит, и возвращается в Спрингфилд.

Конфликт исчерпан, хотя, казалось бы, сколько всего здесь можно было придумать. Посмотреть на приключения телеведущего в крупной новостной телекомпании было бы очень интересно. Но, к сожалению, авторы не дают нам такой возможности, и подобное происходит всё чаще. Создатели шоу распыляются по мелочам, вместо того, чтобы сосредоточиться на чём-то одном.

Причина третья: всё это уже было в «Симпсонах»

28 лет в эфире. Больше 600 серий. Но Мэгги всё еще сосет пустышку, у Гомера никак не выпадут последние волосы, а Барт и Лиза по-прежнему учатся в школе.

В мире сериала есть технологический прогресс. В первых сезонах мы видим телефоны и телевизоры начала 90-х. Затем у героев появляется ПК и интернет. Следом — мобильные телефоны. Сейчас все ходят со смартфонами, а телевизор в гостиной у Симпсонов — это плазменная панель. Но вот сами персонажи нисколько не изменились. Да и никто особо не изменился. Сюжет и герои стоят на месте.

Самые серьёзные перемены в сюжете — рождение восьми детей у продавца Апу в 11-м сезоне, смерть Мод Фландерс, да исчезновение учительницы Эдны Краббапл в 23 сезоне. В 2013-м умерла актриса Марсия Уоллес, озвучивавшая Эдну, поэтому авторы решили убрать ее персонажа из сериала. Смерть Эдны не показали, но пару раз можно было увидеть, как герои скорбят по ней.

В остальном же — никаких изменений. Все 600 серий можно перемешать и смотреть в абсолютно произвольном порядке. В этом отчасти есть смысл, но есть и другая сторона медали. У сценаристов будто начался кризис идей. Шутка из «Южного Парка»: «Это уже было в Симпсонах», точна как никогда.

Даже то, что сейчас показывают в «Симпсонах», уже когда-то было в «Симпсонах»

Вторая серия 28-го сезона: мистер Бёрнс использует Симпсонов, чтобы они играли роль его семьи. Но ведь в 18-й серии пятого сезона Барт уже притворялся сыном Бёрнса!

В «Гриффинах» Питер несколько раз успел сменить работу, благодаря чему у сценаристов было пространство для создания новых сюжетов и новых шуток. Но Гомер всё еще трудится на атомной станции в той же самой должности, в которой работал в первых сезонах.

В «Южном Парке» появились сюжетные арки длиной в сезон. Благодаря этому сценаристы могут придумывать большие истории с огромным количеством персонажей. В «Симпсонах» до сих пор, за редким исключением, герои не помнят того, что с ними произошло в предыдущем эпизоде.

«Симпсонам» нужна серьёзная встряска. Пусть герои начнут стареть: Мэгги, которая, наконец-то, говорит — это же просто кладезь сюжетов. Пусть они поменяют свой статус: Лиза, переставшая быть отличницей и Барт, взявшийся за ум — тоже море возможностей.

Могло бы помочь и сокращение количества эпизодов в сезоне. Сейчас каждый год выходит по 22 серии. Понятно, что сценаристы просто выдыхаются сочинять такое количество историй про персонажей, которые никак не меняются. Уверен, если бы каждый год выходило не 22, а, допустим, десять серий, общее качество сюжетов бы возросло.

Есть и ещё один вариант: сценаристы могли бы больше внимания уделять другим персонажам. Про Гомера, Мардж, Лизу, Барта и Мэгги было сказано уже достаточно. Как там дела в семье полицейского Клэнси Виггама? Чем живет святоша Фландерс? Неужели у него в шкафу нет ни одного скелета? А сколько одноклассников у Барта и Лизы. Ведь про каждого, наверняка, можно что-то рассказать.

В седьмом сезоне был замечательный эпизод «22 коротких фильма о Спрингфилде». Он рассказывал несколько маленьких историй про второстепенных персонажей мультсериала. Было очень интересно узнать, чем они занимаются, когда не вовлечены в приключения семейки Симпсонов. А в одной из серий 18 сезона нам показали, как многие второстепенные персонажи росли: кем они были в детстве и юности, как докатились до того, что есть сейчас.

Выяснилось, например, что Сумасшедшая Кошатница была очень умной и способной девочкой, нацеленной на построение карьеры. Она добилась успеха, став одновременно и доктором и юристом, но вскоре сошла с ума от одиночества, так как на создание семьи у неё времени не осталось. Так почему бы и дальше не двигаться в таком ключе — почему бы не рассказывать про весь Спрингфилд, а не только про Симпсонов?

На правах рекламы:

Каталоги Конденсатоотводчики